Главная » Статьи » Статьи от посетителей » Наша жизнь |
Годовщина на Новокаховской кафедре
- Владыко, благословите! Мы встретились для интервью в годовщину важного события не только в Вашей жизни, но и жизни всей нашей епархии. Вы здесь уже почти год. С того времени, как Вы приехали на эту землю и до сего дня, что Вы можете сказать о Ваших впечатлениях, подтвердились ли первые чувства и переживания, или что-то изменилось? - Знаете, некоторые из моих знакомых, когда я в первом же своем слове сказал: «Я здесь дома», расценили как такой-то пиар - ход... На самом же деле я нисколько не кривил душой, когда именно так говорил - все оказалось очень своим, родным, близким и понятным. Да, есть разница не только географическая, различны и традиции, и обычаи. Но то чувство, что я снова оказался дома, наверно, еще раз доказывает простую истину: Бог - Один, нет "полтавского бога" или "бога новокаховского"... потому честно и искренне говорю: как чувствовал я себя дома в самый мой первый приезд сюда, так и чувствую. Здесь я ощущаю себя своим, и все вокруг меня тоже свои, родные. Мне здесь тепло, я здесь дома. - Владыко, почему вторым нашим епископом выбрали именно Вас? По каким критериям происходил этот выбор? - Вот на этот вопрос я Вам ответить не смогу точно (улыбается). Мне неизвестно, почему выбор Священного Синода пал на меня. - Выбирая в молодые годы свой жизненный путь, Вы предполагали стать священником? -Тогда еще нет. Примерно класса с 6-го я точно знал, что буду медиком. Моя мама, медсестра, сказала: «Хочешь белого халата? Хорошо. Но сначала посмотри на его изнанку». И после 8 класса мне завели трудовую книжку, и я с ведром и шваброй благополучно познавал, как выглядит белый халат изнутри. Я работал без всяких послаблений, насколько можно 15-летнему мальчику по трудовому законодательству. И это нисколько не отбило охоту стать врачом. Так что медицина все же была первична. -Вы получили прекрасное светское образование, у Вас были перспективы научной, преподавательской, врачебной деятельности... -Почему же были? Я считаю, что я себя достаточно реализовал в медицине, во всяком случае, я что-то полезное делал, лечил больных, а из тех студентов, которых я пытался учить, вышли неплохие врачи (скажу по секрету, к некоторым я уже обращался в качестве пациента). Кроме того, было бы ошибкой думать, что я прервал светскую карьеру - я никогда не воспринимал медицину и себя в медицине как часть карьеры, это слово к медицине трудно приложимо... И я не прерывал занятия медициной, я не считаю себя бывшим врачом. Врач - это не профессия, а призвание, и это на всю жизнь. Так что мой врачебный диплом актуален, во всяком случае, для меня. Я стараюсь и сейчас, насколько возможно, «быть в форме», читать специальную литературу, знакомится с рефератами научных работ, быть в курсе исследований. С другой стороны, всему свое время... Наверное, так Господь устроил, что десять лет назад я оставил медицинскую практику и сосредоточился на теоретических вопросах медицины, а основное время посвятил Церкви - при том, что семь лет, с 1995 по 2002, я совмещал преподавание и лечение со служением священника. -Наверное, то, с чем Вы соприкоснулись в медицине, помогало и помогает Вам в служении? Вы ведь занимались геронтологией... -Да, да! Геронтология - это, конечно, особенная школа. И я очень благодарен Богу за то, что Он так устроил, что я практически с первого года своего священства соприкоснулся именно со стариками, их проблемами, их немощами, их смертями... В дни святок я посещал социальные учреждения, поздравлял с праздниками тех, кого называют обездоленными: стариков, сирот, больных. Я уверен: те, кто работают в доме престарелых, в интернате, в реабилитационном центре, если они честно трудятся и с любовью относятся к своим подопечным, заслуживают самых высоких наград, и в первую очередь от Бога. Люди настолько нуждаются в любви, а не только в уходе и помощи - и при этом они сами остаются сложными, проблемными, воспитывая в персонале и терпение, и смирение... А в обществе сегодня отношение, особенно к старикам, не самое благоприятное. Нет, конечно, декларируется много и правильно: о внимании и помощи людям с особенными потребностями, делается многое на государственном уровне, но вот в общественном сознании отношение к слабым, к старикам не самое доброе. -Говорят: «какой от них прок» -Да, даже и такое говорят. Хотя, вспомните, совсем еще недавно в Украине нормой вежливости было обращение к родителям только на «Вы». Сейчас еще кое-где осталось: «Мама пiшли» и «Тато зробили». И это ведь очень правильно! И одно дело, если в семье звучит «ты», исполненное любви и почтения, такое теплое и родственное. А другое дело, когда в этом «ты» сквозит «эй, ты!». Это же касается и отношения к учителям и руководителям. Все чаще проявляется панибратство, все настойчивее звучит тезис о всеобщем равенстве априори. Равны, говорят, учитель и ученик, равны мать и сын. Так ли это? Я не поспешу согласиться. Они не равны именно в силу того, что один старше, а другой младше. И не может в принципе быть абсолютного и совершенного равенства пятилетнего мальчика и его родителей, ученика и учителя еще и потому, что один старше, и именно он несет ответственность за жизнь, за воспитание младшего, за его благополучие. Можно разглагольствовать, что трехлетнее дитя - партнер своего папы в деле воспитания, но когда малыш засунет в розетку палец (а детка просто не понимает, что так делать опасно), а его партнер в деле воспитания, папа, ему не указ? И кто будет виноват папа или некий абстрактный борец за права человека, «открывший» полное и поголовное равенство?.. В человеческих отношениях иерархичность всегда была и есть, и это нормально: ведь есть тот, кто кормит, и кого кормят. Есть тот, кто ухаживает, и тот, за кем ухаживают. Есть помогающий, и есть тот, кому помогают. Нет абсолютного равенства и нет абсолютной независимости. Это простые законы бытия. -…Как говорил Булгаков устами профессора Преображенского, «разруха начинается в головах»… - Именно. И никакие самые совершенные законы и правила не заменят человеческой жизни, которая дает всегда намного больше, чем самые красивые слова. Вспомните непорядочных учителей... сребролюбивых врачей... лживых политиков... Вот их разлагающий пример будет пострашнее любых самых вредоносных теорий. Не нужно говорить - достаточно сделать. И заметьте, что простые и некнижные родители часто воспитывают прекрасных детей, потому что показывают им пример благочестивой жизни. И наоборот. Образованнейшие болтуны, которые в семье проявляют себя такими вот маленькими негодниками, воспитывают, пусть даже и против своей воли, больших негодяев. - хотя нельзя не заметить активного наступления на христианские ценности с разных сторон. Но, наверное, самая большая проблема не в фундаменталлизме или сектанстве, а в нас самих? - - Безусловно! Христианство не решает вопроса «Кто виноват?» — ответ на этот вопрос известен. Человек свободен, и от его свободного выбора зависит его многое. И мы знаем о враге человеческого спасения. Но более актуален вопрос: «Что делать?». Кстати, именно этот вопрос в разных формах и в разное время задавали Христу. Спасителя не спрашивали: «Господи, кто виноват в том-то?», но вопрошали: «Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». И- самая большая проблема, действительно, не во внешнем влиянии (хотя его никто не отрицает, оно есть, и часто тлетворное). Главное — наши собственные недуги, недостаток нашей веры и благочестия. А отсюда проистекает все остальное. Да и на вопрос «Кто виноват?» в большинстве случаев мы сможем честно сказать: Я виноват! Лично я. Я виноват в том, что мой ближний ушел из Церкви в какую-то экзотическую секту: он не увидел во мне примера истинного христиан-ства. Я виноват в том, что умерла без причастия соседка-старуха: я не побеспокоился и не пригласил священника вовремя. Я виноват в том, что кто-то увлекся наркотиками: я плохо воспитывал его в детстве, или отвергнул его в общении, когда было тяжело, или не помог в трудную минуту... Ви-новат я! И то, что в государстве плохо — кто в этом виноват? Может, пришельцы? Или опять я: «взял» что-то на работе, чуть схалтурил, чуть недоделал... так каждый на своем месте — а результат известен. Наверное, лучше искать врагов, чем исправлять себя, легче и удобнее, но исправить мир можно, только если начинать с себя. А чувство личной ответственности за происходящее — очень христианское чувство. И потому то, что прививается сейчас: «Не напрягайся! Не переживай!», «Don’t worry, be happy» — опасно, поскольку превращает человека в бездумного потребителя. -Многие ловят себя на мысли, что в советские времена, которые были по форме атеистическими, морали было гораздо больше. А сейчас и храмы строятся, и одновременно такие беззакония происходят... - Знаете, советский период был парадоксальным. В самом начале, сразу после октябрьского переворота, была попытка отменить, разрушить все моральные принципы. Мало кто знает, но были ведь манифестации под лозунгами «Долой стыд!», и была «теория стакана воды» («удовлетворить половую потребность так же легко и свободно, как выпить стакан воды»), и предложения об обобществлении жен и детей тоже были, и «половые заповеди пролетариата»... «Срамно есть и глаголати», что было! Но очень быстро стало ясно, что без морали общество просто обречено. Нужна система ценностей и моральных принципов, «заповедей», пусть и на новый лад, но четких и ясных. И без таких «заповедей» ничего не получалось. А то, что потом выкристаллизовалось в «моральном кодексе строителя коммунизма» - это ведь не советские наработки, а попытка атеистической адаптации традиционных для страны христианских ценностей. Там были и прямые, и косвенные цитаты из Писания. {«Кто не работает; да не ешь» - слова апостола!). И потому в советском обществе было в определенном смысле больше морали, что, во- первых, оно строилось первоначально людьми воспитанными в христианской традиции, а во- вторых потому еще, что фактически моральная система была почти что христианская. Все «советские идеи о бескорыстии, самоотверженном геройском труде, о помощи слабым были давно известны в христианстве. -Ваша семья была церковной? -Нет, я вырос в не церковной семье. Подчеркиваю: не в атеистической, но в не церковной. У нас никогда не говорилось против Бога и Церкви, но, к сожалению, тогда ни я, ни мои родители не были причастны к Церкви. Мой приход в Церковь сначала удивил... Но после был принят с любовью родителей. Они у меня очень мудрые, и я благодарен им за то, что они не просто не противились, но отнеслись со вниманием к тому, чем живу я, их единственный сын. А со временем и они встретили Бога, и вот сейчас мы все - члены Церкви. Родители всегда интересуются моим служением, переживают, не трудно ли. Когда меня назначили епископом, папа и мама радовались и очень волновались. -А какие приоритеты для Вас в нашей епархии? С чего Вы начали, на что в первую очередь обращаете внимание? -Я благодарен архиепископу Полтавскому и Миргородскому Филиппу, под омофором которого мне довелось трудиться без малого десять лет. Мне приходилось видеть владыку Филиппа в разное время и в различных ситуациях. И потом то, что я увидел, сам владыка мне озвучил, когда я только стал епископом: никогда нельзя заниматься только чем-то одним. Невозможно быть только епископом-администратором, не совершая богослужений и не молясь. Невозможно заниматься только стройками, не читая богословской литературы. Нельзя только совершать службы, потому что нужно заниматься и воспитанием паствы и пастырей. Нельзя совершенно забросить хозяйственные вопросы, поскольку епископ, по церковным правилам, должен иметь попечение и о церковном хозяйстве... То есть, служение епископа разностороннее, как говорится, по умолчанию. А приоритеты одни: проповедь Евангелия Царствия, призвание ко Христу, ведение ко спасению. Но для этого и строительство храмов, и подбор кадров, и общение с властями предержащими, и приглашение к благотворительности... -Наверное, важную роль играет упомянутое общение со властями? - Да, только я сразу хочу отметить, что я стараюсь в общении помнить, что передо мной человек, а не его кресло. И вот о том, что каждый из власть имущих, каждый из благотворителей - человек, нельзя никогда забывать. И человек, заметьте, такой же, как и все: со своими проблемами и духовными запросами, с терзаниями. Большинство из "стоящих у руля" неравнодушны к Церкви, от простого любопытства до нормальной церковной практики. И всех я рассматриваю как членов Церкви, как часть моей паствы. Я рад, что отношения складываются добрые и человеческие... - Вообще, наверное, важным для Вас является общение с вашими предшественниками? Ведь еще до образования Новокаховской епархии епископы Херсонские и Таврические управляли этими районами, и некоторые из них, слава Богу, здравствуют доныне, несут свое служение. - Да. Я лично знаком со всеми: Каждый из них делится добрым опытом, помогает и молитвой, и советами. Все они старше меня, опытнее, и естественно, что мне остается только благодарить Бога за то, что есть советчики в сложном деле управления епархией. Отдельное слово должен сказать о владыке Иоасафе, который был первым Новокаховским архипастырем, он закладывал основы епархиальной деятельности, и я сейчас во многом просто пользуюсь плодами его трудов. Паства любит и помнит владыку Иоасафа, обязательно пишут его имя в записках на литургии и молебны ездят в Кировоград... - И в завершение нашего разговора, как обычно принято в интервью: как Вы оцениваете прошедший первый год Вашего архиерейского служения и Ваши планы на год грядущий? - Планы... как я уже говорил: делать все. Разумеется, служить и проповедовать Слово Божие. Строить храмы. Помогать страждущим. Учить пастырей и поставлять достойных в священный сан. Работать с молодежью, со стариками, с детьми. Опекать больных, матерей, сирот. Общаться с властями и благотворителями. В общем, служить Богу и Церкви, служить народу Божию. - А прошедший год... Я доволен. Говорю честно: мыслей «а что, если бы было как-то иначе...», у меня просто нет. Я доволен тем, что дал Бог. Относительно себя самого у меня есть претензии, и в следующем году кое-что хотелось бы делать лучше, с Божьей помощью. А, в общем - слава Богу! -А есть ли у Вас помощники, с которыми можно реализовывать Ваши планы? - Разумеется! Есть священники и миряне: и взрослые, и совсем молодые, и старики. Есть множество неравнодушных людей, и я уверен, что вместе мы сможем сделать многое, «Богу Содействующу». - Бог Вам в помощь и спасибо за интервью! | |
Категория: Наша жизнь | Добавил: NeekZ (18.02.2012) | | |
Просмотров: 591 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1 | ||||||
|