Главная » Статьи » Статьи от посетителей » Наша жизнь

Годовщина на Новокаховской кафедре
-   Владыко, благословите! Мы встретились для интервью в годовщину важного события не только в Вашей жизни, но и жизни всей нашей епархии. Вы здесь уже почти год. С того времени, как Вы приехали на эту землю и до сего дня, что Вы можете сказать о Ваших впечатлениях, подтвердились ли первые чувства и переживания, или что-то изменилось?
- Знаете, некоторые из моих знакомых, когда я в первом же своем слове сказал: «Я здесь дома», расценили как такой-то пиар - ход... На самом же деле я нисколько не кривил душой, когда именно так говорил - все оказалось очень своим, родным, близким и понятным. Да, есть разница не только географическая, различны и традиции, и обычаи. Но то чувство, что я снова оказался дома, наверно, еще раз доказывает простую истину: Бог - Один, нет "полтавского бога" или "бога новокаховского"... потому честно и искренне говорю: как чувствовал я себя дома в самый мой первый приезд сюда, так и чувствую. Здесь я ощущаю себя своим, и все вокруг меня тоже свои, родные.  Мне здесь тепло, я здесь дома.
- Владыко, почему вторым нашим епископом выбрали именно Вас? По каким критериям происходил этот выбор?
- Вот на этот вопрос я Вам ответить не смогу точно (улыбается). Мне неизвестно, почему выбор Священного Синода пал на меня.
- Выбирая в молодые годы свой жизненный путь, Вы предполагали стать священником?
-Тогда еще нет. Примерно класса с 6-го я точно знал, что буду медиком. Моя мама, медсестра, сказала: «Хочешь белого халата? Хорошо. Но сначала посмотри на его изнанку». И после 8 класса мне завели трудовую книжку, и я с ведром и шваброй благополучно познавал, как выглядит белый халат изнутри. Я работал без всяких послаблений, насколько можно 15-летнему мальчику по трудовому законодательству. И это нисколько не отбило охоту стать врачом. Так что медицина все же была первична.
-Вы получили прекрасное светское образование, у Вас были перспективы научной, преподавательской, врачебной деятельности...
-Почему же были? Я считаю, что я себя достаточно реализовал в медицине, во всяком случае, я что-то полезное делал, лечил больных, а из тех студентов, которых я пытался учить, вышли неплохие врачи (скажу по секрету, к некоторым я уже обращался в качестве пациента). Кроме того, было бы ошибкой думать, что я прервал светскую карьеру - я никогда не воспринимал медицину и себя в медицине как часть карьеры, это слово к медицине трудно приложимо... И я не прерывал занятия медициной, я не считаю себя бывшим врачом. Врач - это не профессия, а призвание, и это на всю жизнь. Так что мой врачебный диплом актуален, во всяком случае, для меня. Я стараюсь и сейчас, насколько возможно, «быть в форме», читать специальную литературу,  знакомится с рефератами научных работ, быть в курсе исследований. С другой стороны, всему свое время... Наверное, так Господь устроил, что десять лет назад я оставил медицинскую практику и сосредоточился на теоретических вопросах медицины, а основное время посвятил Церкви - при том, что семь лет, с 1995 по 2002, я совмещал преподавание и лечение со служением священника.
-Наверное, то, с чем Вы соприкоснулись в медицине, помогало и помогает Вам в служении? Вы ведь занимались геронтологией...
-Да, да! Геронтология - это, конечно, особенная школа. И я очень благодарен Богу за то, что Он так устроил, что я практически с первого года своего священства соприкоснулся именно со стариками, их проблемами, их немощами, их смертями... В дни святок я посещал соци­альные учреждения, поздравлял с праздниками тех, кого называют обездоленными: стариков, сирот, больных. Я уверен: те, кто работают в доме престарелых, в интернате, в реабилитационном центре, если они честно трудятся и с любовью относятся к своим подопечным, заслуживают самых высоких наград, и в первую очередь от Бога. Люди настолько нуждаются в любви, а не только в уходе и помощи - и при этом они сами остаются сложными, про­блемными, воспитывая в персонале и терпение, и смирение... А в обществе сегодня отношение, особенно к старикам, не самое благоприятное. Нет, конечно, декларируется много и правильно:  о внимании и помощи людям с особенными потребностями,   делается многое на государственном уровне, но вот в общественном сознании  отношение к слабым, к старикам не самое доброе.
-Говорят: «какой от них прок»
-Да, даже и такое говорят. Хотя, вспомните, совсем еще не­давно в Украине нормой вежливости было обращение к родителям только на «Вы». Сейчас еще кое-где осталось: «Мама пiшли» и «Тато зробили». И это ведь очень правильно! И одно дело, если в семье звучит «ты», исполненное любви и почтения, такое теплое и родственное. А другое дело, когда в этом «ты» сквозит «эй, ты!». Это же касается и отношения к учителям и руководителям. Все чаще проявляется панибратство, все настойчивее звучит тезис о всеобщем равенстве априори. Равны, говорят, учитель и ученик, равны мать и сын. Так ли это? Я не поспешу согласиться. Они не равны именно в силу того, что один старше, а другой младше. И не может в принципе быть абсолютного и совершенного равенства пятилетнего мальчика и его родителей, ученика и учителя еще и потому, что один старше, и именно он несет ответственность за жизнь, за воспитание младшего, за его благополучие. Можно разглагольствовать, что трехлетнее дитя - партнер своего папы в деле воспитания, но когда малыш засунет в розетку палец (а детка просто не понима­ет, что так делать опасно), а его партнер в деле воспитания, папа, ему не указ? И кто будет виноват папа или некий абстрактный бо­рец за права человека, «открыв­ший» полное и поголовное равенство?.. В человеческих отношениях иерархичность всегда была и есть, и это нормально: ведь есть тот, кто кормит, и кого кормят. Есть тот, кто ухаживает, и тот, за кем ухаживают. Есть помогающий, и есть тот, кому помогают. Нет абсолютного равенства и нет абсолютной независимости. Это простые законы бытия.
-…Как говорил Булгаков устами профессора Преобра­женского, «разруха начинается в головах»…
- Именно. И никакие самые совершенные законы и правила не заменят человеческой жизни, которая дает всегда намного больше, чем самые красивые слова. Вспомните непорядочных учителей... сребролюбивых врачей... лживых политиков... Вот их разла­гающий пример будет пострашнее любых самых вредоносных теорий. Не нужно говорить - достаточно сделать. И заметьте, что простые и некнижные родители часто воспитывают прекрасных детей, потому что показывают им пример благочестивой жизни. И наоборот. Образованнейшие болтуны, которые в семье проявляют себя такими вот маленькими не­годниками, воспитывают, пусть даже и против своей воли, боль­ших негодяев.
-  хотя нельзя не заметить активного наступления на христианские ценности с разных сторон. Но, наверное, самая большая проблема не в фундаменталлизме или сектанстве, а в нас самих?
- - Безусловно! Христианство не решает вопроса «Кто виноват?» — ответ на этот вопрос известен. Человек свободен, и от его свободного выбора зависит его многое. И мы знаем о враге человеческого спасения. Но более актуален вопрос: «Что делать?». Кстати, именно этот вопрос в разных формах и в разное время задавали Христу. Спасителя не спрашивали: «Господи, кто виноват в том-то?», но вопрошали: «Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». И- самая большая проблема, действительно, не во внешнем влиянии (хотя его никто не отрицает, оно есть, и часто тлетворное). Главное — наши собственные недуги, недостаток нашей веры и благочестия. А отсюда проистекает все остальное. Да и на вопрос «Кто виноват?» в большинстве случаев мы сможем честно сказать: Я виноват! Лично я. Я виноват в том, что мой ближний ушел из Церкви в какую-то экзотическую секту: он не увидел во мне примера истинного христиан-ства. Я виноват в том, что умерла без причастия соседка-старуха: я не побеспокоился и не пригласил священника вовремя. Я виноват в том, что кто-то увлекся наркотиками: я плохо воспитывал его в детстве, или отвергнул его в общении, когда было тяжело, или не помог в трудную минуту... Ви-новат я! И то, что в государстве плохо — кто в этом виноват? Может, пришельцы? Или опять я: «взял» что-то на работе, чуть схалтурил, чуть недоделал... так каждый на своем месте — а результат известен. Наверное, лучше искать врагов, чем исправлять себя, легче и удобнее, но исправить мир можно, только если начинать с себя. А чувство личной ответственности за происходящее — очень христианское чувство. И потому то, что прививается сейчас: «Не напрягайся! Не переживай!», «Don’t worry, be happy» — опасно, поскольку превращает человека в бездумного потребителя.
-Многие ловят себя на мысли, что в советские времена, которые были по форме атеистическими, морали было гораздо больше. А сейчас и храмы строятся, и одновременно такие беззакония происходят...
- Знаете, советский период был парадоксальным. В самом начале, сразу после октябрьского переворота, была попытка от­менить, разрушить все мораль­ные принципы. Мало кто знает, но были ведь манифестации под лозунгами «Долой стыд!», и была «теория стакана воды» («удовлет­ворить половую потребность так же легко и свободно, как выпить стакан воды»), и предложения об обобществлении жен и детей тоже были, и «половые заповеди пролетариата»... «Срамно есть и глаголати», что было! Но очень быстро стало ясно, что без морали общество просто обречено. Нужна система ценностей и моральных принципов, «заповедей», пусть и на новый лад, но четких и ясных. И без таких «заповедей» ничего не получалось. А то, что потом выкристаллизовалось в «моральном кодексе строителя коммунизма» - это ведь не советские наработки, а попытка атеисти­ческой адаптации традиционных для страны христианских ценностей. Там были и прямые, и косвенные цитаты из Писания. {«Кто не работает; да не ешь» - слова апостола!). И потому в советском обществе было в определенном смысле больше морали, что, во- первых, оно строилось первоначально людьми воспитанными в христианской  традиции, а во- вторых потому еще, что фактически моральная система была  почти что христианская. Все «советские идеи о бескорыстии, самоотверженном геройском труде, о помощи слабым были давно известны  в христианстве.
-Ваша семья была церковной?
-Нет, я вырос в не церковной семье. Подчеркиваю: не в атеистической, но в не церковной. У нас никогда не говорилось против Бога и Церкви, но, к сожалению, тогда ни я, ни мои родители не были причастны к Церкви. Мой приход в Церковь снача­ла удивил... Но после был принят с любовью родителей. Они у меня очень мудрые, и я благодарен им за то, что они не просто не противились, но отнеслись со внима­нием к тому, чем живу я, их единственный сын. А со временем и они встретили Бога, и вот сейчас мы все - члены Церкви. Родители всегда интересуются моим служением, переживают, не трудно ли. Когда меня назначили епископом, папа и мама радовались и очень волновались.
-А какие приоритеты для Вас в нашей епархии? С чего Вы начали, на что в первую очередь обращаете внимание?
-Я благодарен архиепископу Полтавскому и Миргородскому Филиппу, под омофором которого мне довелось трудиться без малого десять лет. Мне приходи­лось видеть владыку Филиппа в разное время и в различных ситуациях. И потом то, что я увидел, сам владыка мне озвучил, когда я только стал епископом: никогда нельзя заниматься только чем-то одним. Невозможно быть только епископом-администратором, не совершая богослужений и не молясь. Невозможно заниматься только стройками, не читая богословской литературы. Нельзя только совершать службы, потому что нужно заниматься и воспитанием паствы и пастырей. Нельзя совершенно забросить хозяйственные вопросы, поскольку епископ, по церковным правилам, должен иметь попечение и о церковном хозяйстве... То есть, служение епископа разностороннее, как говорится, по умолчанию. А приоритеты одни: проповедь Евангелия Царствия, призвание ко Христу, ведение ко спасению. Но для этого и строительство храмов, и подбор кадров, и общение с властями предержащими, и приглашение к благотворительности...
-Наверное, важную роль играет упомянутое общение со властями?
- Да, только  я сразу хочу отметить, что я стараюсь в общении помнить, что передо мной человек, а не его кресло.  И вот о том, что каждый  из власть имущих, каждый из благотворителей - человек, нельзя  никогда забывать. И человек, заметьте, такой же, как и все: со своими  проблемами и духовными запросами, с терзаниями. Большинство из "стоящих у руля"  неравнодушны к Церкви, от простого любопытства до нормальной церковной практики. И всех я рассматриваю как членов Церкви, как часть моей паствы. Я рад, что отношения складываются добрые и человеческие...
- Вообще, наверное, важным для Вас является общение с вашими предшественника­ми? Ведь еще до образования Новокаховской епархии епископы  Херсонские и Таврические управляли этими районами, и некоторые из них, слава Богу, здравствуют доныне, несут свое служение.
- Да. Я лично знаком со всеми: Каждый из них делится добрым опытом, помогает и молитвой, и советами. Все они старше меня, опытнее, и естественно, что мне остается только благодарить Бога за то, что есть советчики в сложном деле управ­ления епархией. Отдельное слово должен ска­зать о владыке Иоасафе, который  был первым Новокаховским архипа­стырем, он закладывал основы епархиальной деятельности, и я сейчас во многом просто пользуюсь плодами его трудов. Паства любит и помнит владыку Иоасафа, обязательно пишут его имя в записках на литургии и молебны ездят в Кировоград...
- И в завершение нашего разговора, как обычно принято в интервью: как Вы оцениваете прошедший первый год Вашего архиерейского служения и Ваши планы на год грядущий?
- Планы... как я уже говорил: делать все. Разумеется, служить и проповедовать Слово Божие. Строить храмы. Помогать страждущим. Учить пастырей и поставлять достойных в священный сан. Работать с молодежью, со стариками, с детьми. Опекать больных, матерей, сирот. Общаться с властями и благотворителями. В общем, служить Богу и Церкви, служить народу Божию.
- А прошед­ший год... Я доволен. Говорю честно: мыслей «а что, если бы было как-то иначе...», у меня просто нет. Я доволен тем, что дал Бог. Относительно себя самого у меня есть претензии, и в следующем году кое-что хотелось бы делать лучше, с Божьей помощью. А, в общем - слава Богу!
-А есть ли у Вас помощники, с которыми можно реализовывать Ваши планы?
- Разумеется! Есть священники и миряне: и взрослые, и совсем молодые, и старики. Есть множество неравнодушных людей, и я уверен, что вместе мы сможем сделать многое, «Богу Содействующу».
- Бог Вам в помощь и спасибо за интервью!
Категория: Наша жизнь | Добавил: NeekZ (18.02.2012) | Автор: Ирина СОШНИКОВА.
Просмотров: 591 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
0  
1 Всеволод   (04.03.2012 09:29) [Материал]
Интересное повествование. Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]