Главная » Статьи » Статьи от посетителей » Общее |
Зачем православным нужны бороды.
— Почему православные носят бороды? — Вспоминая этот указ всероссийского императора, который благодаря своим советникам умел пополнять государственную казну из ничего, мы с вами должны признать, что борода является прерогативой не только православного мира. Но все народы древности, как об этом свидетельствуют археология, живопись и литература, в бороде видели неотъемлемую часть мужеского достоинства. Очевидно, отождествляя ее с добродетелями мужества, мудрости, стати, сильного мужского ума. Средние века и новейшее время во многом подчинили одежду и внешность людей европейскому стандарту. Однако в лоне Православия всегда господствовали консервативные воззрения на сей счет. И сегодня, увидев бороду на улицах столичного города, можно сразу догадаться, что перед нами либо православный христианин, либо представитель какой-то иной традиционной мировой религии, ведь бородами не брезгуют и иудеи и мусульмане. Но мы с вами, возвращаясь к обычаям, принятым у православных христиан, скажем, что не в бороде счастье. Отрастить длинную бороду ума не нужно. И, конечно же, нравственное достоинство христианина ни в малой мере не зависит от того, как он относится к ношению бороды. Оговоримся, для православных священнослужителей наличие бороды является неотъемлемым требованием к их внешнему виду, ибо все в жизни пастырей должно быть увязано не только с тысячелетней христианской традицией, но и с несколькими тысячами лет библейского бытия. Еще в ветхозаветных Моисеевых книгах, в частности, в книге Левит, мы находим описание внешности священнослужителей и указание не повреждать края бороды своей (Лев. 21:5). Нет, конечно, мы не будем утверждать, что подобные обрядовые постановления сколько-нибудь обязательны для современного священника. Но есть такие тонкие, почти неуловимые нюансы, которые воспринимаются чутким сердцем православного народа. Наш народ консервативный, традиционный, конечно принимает любого батюшку. Но про себя отмечает – ах, как жаль, что батюшка обкорнал свою бороду, оставив вместо нее крысиный хвостик а ля Троцкий или наподобие хвостика, принадлежавшего «всесоюзному козлу», как, если я не ошибаюсь, называл Калинина Иосиф Сталин. Увидев молодого священника с гладко выбритыми щеками, увидев его ухоженную под революционный манер бородку, всегда внутренне люди отмечают – вот батюшка прогрессивного направления. Батюшка, не слишком озабоченный вхождением в традицию пусть даже таким внешним образом. Однако это всего лишь психологические наблюдения и прошу читателей «НС» понять правильно мои слова. Мы сейчас беседуем более об эстетике, чем об этике, и ни в коей мере не бросаем тень на тех священников, которые тяготятся ношением длинной бороды. — А верно ли говорят, что длинная борода это признак консервативного священника, а короткая – либерального? — С некоторой натяжкой можно это предположить, но не будем нашим наблюдениям придавать силу правила. Главное, безусловно, в качестве твоих помыслов, в образе твоих мыслей и образе твоей жизни. Но некий намек в особенностях внешности конечно содержится. Вы помните изречение отца Павла Флоренского, который говорил, что одежда, а стало быть, и внешность, есть продолжение личности человека, и поэтому самые малые малости нашего туалета, одеяния, внешности, говорят об устроении души. И если вы Шерлок Холмс, то есть человек психологичный и наблюдательный, то, безусловно, встречая человека по одежке, составляете о нем некое первичное впечатление. Тем паче составляют мнение о священнике, который всегда находится в центре внимания, под перекрестьем десятков, а может и сотен взглядов. Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, пристрастия и привычки, имеющие отношение к внешнему облику будут пищей для напряженного размышления. Особенно это справедливо в отношении священников, которые появляются в телевизионном окошке. — А почему семинаристов заставляют свои бороды брить? — Для того, чтобы отличить это сословие от тех, кто уже принял священный сан. Едва лишь только семинарист рукоположен в диаконы, как он начинает и внешним видом отличаться от своих собратьев. Впрочем исключение, как мне помнится (я преподавал в Московских духовных школах более 10 лет), делалось для семинаристов из старообрядческих согласий. Уважая их консерватизм и не желая никаких драм, имевших место при Петре Великом, им дозволялось ходить в черных семинарских кителях и при этом носить свои окладистые бороды. | |
Категория: Общее | Добавил: NeekZ (06.09.2013) | | |
Просмотров: 864 |
Всего комментариев: 0 | |