Главная » Статьи » Статьи от посетителей » Общее |
Феодор и Иоанн: варяги-мученики
Вероятно, христианскую веру варяг Тур – в крещении Феодор – воспринял в то время,когда военная служба занесла его к грекам, в Византию. В будущем центре православия на Руси – Киеве – он осел позже и жил там вместе со своим сыном, Иоанном. Заявлял ли он вслух, что верует в Иисуса Христа, или верил тайно – неизвестно.Небезопасное в то время дело – быть христианином. Язычники-варяги – опора Киева, и князь Владимир еще поклоняется Перуну. А по всей Европе язычество яростно сопротивляется христианству, приобретающему все больше последователей. Новая вера пугает и ожесточает. Если верить Нестору-летописцу, у наших предков было не многим лучше: «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими». Человеческие жертвоприношения, по всей видимости, – обычай не регулярный к тому времени, но такое случалось. Особенно при бедственных событиях – засухе, голоде, эпидемиях и пр. – как умилостивление богов: ведь человеческая жертва считалась самой сильной. Жертва как благодарность – тоже вероятный вариант. В то время князю Владимиру было, за что благодарить грозного Перуна: он с дружиной вернулся из похода, в котором одержал победу над балтским племенем ятвагов. Случались жертвоприношения, ни к чему не приуроченные – «плановые», как мы бы сейчас сказали. Гельмольд пишет, что Свентовиту (богу плодородия у славян) ежегодно приносят в жертву «человека-христианина, какого укажет жребий». Вероятно, похожий жребий – умышленно или нет – пал на сына Феодора, молодого Иоанна. Вот как рассказывает об этом «Повесть временных лет»: «И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?». Феодор и Иоанн в этой неравной битве погибли: после неудачных попыток взять дом штурмом, пришедшие подсекли столбы, на которых держались сени… Вероятно, отец и сын были погребены в собственном доме. Или добиты разъяренными воинами. Это случилось, по разным источникам, в 978 или 983 году. Феодор и Иоанн стали первыми известными нам христианами, убитыми на Руси за христианскую веру. Говорят, что эти смерти поразили князя Владимира, заставили его задуматься и повлияли на решение принять православие. Дело в том, что Феодора ценили в дружине за мужество и честность. Как мог такой человек исповедовать что-то недостойное, да еще и, не боясь смерти, стоять на своем – один против всех?! Знал ли Тур, что подражает воинам-мученикам древности? Что, по сути, повторяет слова Севастиана (мученика II века, служившего в императорской армии в Дамаске), сказанные воеводе: «Теперь я воин Небесного Царя и Ему одному буду служить, а идолов я презираю!» На месте, где по преданию стоял их дом, князь Владимир после своего обращения в христианство построил Десятинную церковь – первый каменный храм на Руси, хранивший мощи Климента, Папы Римского, одного из 70 апостолов. Затем туда были положены мощи самого Владимира и членов княжеского дома. Сегодня эта церковь восстанавливается из руин.
| |
Категория: Общее | Добавил: NeekZ (20.07.2013) | | |
Просмотров: 538 |
Всего комментариев: 0 | |