Главная » Статьи » Статьи от посетителей » Общее |
Примерно таким был в 1860-х годах жизненный старт харьковчанина Петра Левченко. Пётр очень рано почувствовал мещанство — говоря по-современному, китчевость вкусов своих родителей. С ужасом упоминал псевдоклассические колонны, приделанные к деревянной отцовской даче. Да и всякую дорогую или массивную «красивость» он в дальнейшем терпеть не мог. Протестовал мальчик и против возношения родителей над менее материально удачливыми согражданами — которое, увы, бывает свойственно свежеразбогатевшим людям. Не в своей тарелке чувствовал себя среди ровесников из того же круга богатых купеческих детей, среди привычных в этом кругу тем, подходов, устремлений. И уже к подростковому возрасту Левченко стал замкнутым, ранимым, издёрганным. Одна радость: многочисленные его сёстры тоже не «обуржуазились», а вырастали чуткими, отзывчивыми, ответственными людьми. Это обстоятельство отчасти спасало Петра впоследствии от отчаяния, долго и прицельно охотящегося на его душу. Он явно чувствовал в жизни тыл, доброту и безотказность, молитвенность сестёр — а в критические моменты жизни прямо обращался к ним за помощью. Первый круг бегства
Первенство из двух искусств поначалу Пётр отдавал музыке: мечтал о карьере исполнителя, а то и композитора. Но человек предполагает, а Бог располагает. Ещё одно юношеское хобби богатого юноши — верховая езда — однажды привело к тяжёлому падению с коня и серьёзному, на всю жизнь, повреждению левой руки. Ни скрипка, ни пианино теперь Петру не были подвластны. Отныне все дни он — целиком в живописи. После гимназии поступил в Харьковское училище живописи — естественно, вызвав неудовольствие родителей — а затем и в Петербургскую Академию Художеств. Дома — скандалы, уговоры, угрозы. В общем, обычная история в биографиях доброй половины живописцев. Конфликт разрешился тоже распространённым способом: отец согласился финансировать сына на весьма среднюю сумму — по меркам богачей. Увы, Пётр экономить категорически не умел. Денег постоянно не хватало до конца месяца. Из хорошей питерской квартиры он перебрался в трущобы, страдал от этой неожиданной напасти, страдал от климата города на Неве, унывал, отчаивался... Второй круг бегства
И ученик был восприимчив. В будущем любимый эффект живописи Левченко — будоражащее жёлто-бирюзовое и нежно-зелёное свечение залитых солнцем листвы, травы, построек — это, несомненно, «владимиро-орловское» влияние. А меланхолическая серо-коричневая тональность, столь частая у Левченко — несомненно всходы клодтовской стилистики: всплески смятения души, оскорблённой дисгармонией мира. Но мастера мастерами, а без денег и работы в чужом городе не прожить. Пришлось бросить вуз, уехать домой, унизиться перед родителями, скандалить и просить денег, но не получить просимого... Тогда молодой Левченко устроился в Харькове на работу — преподавал живопись и рисунок. Опыт оказался не совсем удачным: Пётр с его максимализмом и юношеской раздражённостью не занимался с малоспособными учениками, оскорбляясь потугами рисовать без данных к тому. И хотя более талантливые ученики были от преподавателя в восторге, работу пришлось оставить. Он вернулся с заработанными деньгами в Петербург, в Академию — но экономить так и не научился. Деньги опять исчезли... опять поездка домой... и так неоднократно. В итоге, проучившись с горем пополам весь академический курс, приунывший Левченко окончательно покинул Академию перед самой дипломной работой — он так никогда и не получил формального высшего образования. Причина этого последнего шага была серьёзная: отец художника как владелец фабрики не сделал выводов из изобретений, быстро уничтоживших потребность в его товаре (он производил такелажные канаты для парусного флота) и начал терпеть убытки. А беда не ходит одна: неожиданно обанкротился банк, в котором размещались все счета фабрики и её владельца. От стресса по этим поводам отец Петра Левченко умер. И сразу же десятеро его юных детей переместились из элиты харьковского общества в положение рядовых бедных мещан. А незадолго до этого краха Пётр женился на бедной горничной — кажется, не столько по любви, сколько из гуманных побуждений мятежного богача: «облагодетельствать кого-то». Но ставши и сам бедняком, Пётр очень скоро обнаружил в личности супруги черты, которые считал дисгармоничными — порой, справедливо, порой только муж и был неправ в своей неуступчивости. Художник доходов в дом не приносил, да ещё и не считал это нужным. Более того, в Петре жена не нашла помощника, особенно когда родилась дочь — к отцовской самоотдаче юноша оказался не готов, а средств на прислугу не было. Семья распалась. А отверженную обоими родителями девочку, к счастью, взяла и воспитала одна из сестёр Петра. Надо сказать, жестокие — катастрофические — уроки молодости и их мучительное осмысление-самоукорение пошли Левченко впрок. Впоследствии, в том числе во втором браке, он отличался стократно большей ответственностью, скромностью, уравновешенностью, нежели в эти бурные молодые годы. Третий круг бегства
Имя мецената Левченко скрывал, и мы его не знаем до сих пор. Правда, есть такая легендарная версия: сёстры Петра написали слёзное письмо императрице Марии Фёдоровне — и Пётр получил от неё помощь, но с твёрдым указанием не информировать об имени благодетельницы. Подтверждений тому пока не имеется. А во Франции Пётр встретился с искусством только-только признанных в те годы импрессионистов, подпал под влияние их пленэрных практик и световых эффектов. И ещё один подарок судьбы: Пётр познакомился с проживавшим в Париже художником-миниатюристом Иваном Похитоновым — тоже уроженцем степной Украины, поддерживавшим всех земляков. Именно Похитонов научил Левченко стилистике тонкого выплёскивания собственных эмоций на пейзажное полотно — что бы там ни было сюжетом запланировано. По возвращении из Европы тридцатилетний Левченко стал — на ближайшие двадцать лет — постоянным участником выставок передвижников. Попросту говоря, сделал скромную «передвижническую карьеру»; попадёт его работа и в Третьяковскую галерею. Тем не менее, полотна Левченко всю его жизнь покупали сравнительно мало. Как автор украинских пейзажей и жанровых зарисовок он всё время оставался в тени земляка-харьковчанина Васильковского и киевлянина Пимоненко. Материальное состояние второразрядного художника, естественно, было довольно неустойчивым. Впрочем, жизнь средней зажиточности у такого художника могла бы и наладиться — если бы речь не шла о горячем и ранимом Левченко. Оставшись свободным — жизненно и творчески — мастером, он начинает ездить со странной неутомимостью. Снимает жилье в разных городах, рисует — но через несколько месяцев, неожиданно для уже появившихся там друзей, исчезает в другие местности. Так, Левченко в 1890-е годы и первые годы ХХ века живёт в Харькове, Киеве, Москве, снова в Харькове, в Одессе, снова в Киеве, в живописнейшем Путивле (любимый городок многих художников того времени). Опять, по очереди, обе украинские столицы. И это ещё не называя бесчисленное множество сёл вокруг этих точек. Накатывающее уныние, чувство «достоевского мальчика», который и с несправедливостью мира сего не смиряется, и «против Бога не бунтует» — он заполняет дорогой и рисованием, рисованием и дорогой. Дорога-живопись-дорога: год за годом он не может выйти из этого круга, не может остановиться. Его живопись приобретает два основных направления. Во-первых, работы, насыщенные густой тёплой и светящейся радостностью — которую художник как будто нарочно выуживает из будничного пейзажа, словно самому себе доказывая: повод для оптимизма есть и в буднях. И другие полотна: минорные по духу. С проблесками того же радостного свечения, но уже подёрнутого ноткой увядания, непогоды, любимого им лежалого снега. Разомкнувшая круг
Киевлянка Матильда Ситова была оперной и концертной певицей из зажиточной и знатной польской семьи. В юности её выдали замуж за богатого купца с весьма сомнительными моральными устоями: брак изначально шёл к распаду, но сохранялся долгие годы благодаря огромному её терпению. В её душе был точно тот же обострённый максималистский протест против несправедливости, дисгармонии, что и в Петре. Но в отличие от горячего «степного» характера Левченко, Матильда имела северную сдержанную натуру. Была она и замечательной хозяйкой, от чего категорически далёк был доселе бесприютный харьковский «казак». Нечего и говорить, что этот брак Левченко оказался замечательным, прямо скажем, редким по своей идилличности. Конечно, внешних невзгод и тогда хватало. Например, дружба художника и певицы первые годы была омрачена проблемами с разводом Матильды — вплоть до нешуточных преследований её первого мужа. А когда эта проблема решилась, и свадьба состоялась, тут же обнаружилась смертельная болезнь (рак) Петра Левченко, сведшая его через восемь лет в могилу, но прежде отнявшая у обоих супругов море физических и душевных сил. Тем не менее, эти-то восемь-десять последних лет жизни художника он впервые не мучался от несправедливости внешних обстоятельств жизни. Уже не бежал от них туда-сюда, не метался по огромной стране. Очевидно, гнавшее его прежде зияние пустоты и богооставленности начало от его души отступать. Интересно, что мемуаристы пишут об особенном удовольствии в те годы видеть Петра и Матильду — такой мир от них исходил. Художник умер в январе 1917 года. Умер примирённым, успокоенным, несомненно ощущающим мир и Миродержателя справедливым. И тут знаменательно, что он не прожил ни одним месяцем больше. Началась революция, распад уклада жизни — и мир в его отзывчивой на тревоги душе почти наверняка бы тогда не сохранился. Революционная страна открыла для себя живопись Петра Левченко уже без него (первую персональную выставку, притом огромного размера — свыше 700 работ — организовала Матильда Левченко уже после смерти супруга). Впрочем, тогдашнее новое искусство быстро вытеснило «несовременного» и «несоциального» Левченко ещё на полстолетия на обочину истории искусства. Лишь оттепельная волна 1960-х окончательно открыла миру значимость его полотен. Что же касается психологического, духовного осмысления живописи и личности слобожанского пейзажиста — они, по большому счету, остаются неизученными и спустя почти столетие после завершения его трудного жизненного пути. | |
Категория: Общее | Добавил: Neek (02.09.2014) | | |
Просмотров: 2235 |
Всего комментариев: 0 | |