Главная » 2012 Март 2 » Великопостное послание Владыки Филарета
11:43 Великопостное послание Владыки Филарета | |
ПОСЛАНИЕ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ФИЛАРЕТА, ЕПИСКОПА НОВОКАХОВСКОГО И
ГЕНИЧЕСКОГО, ПО СЛУЧАЮ НАЧАЛА СВЯТОГО ВЕЛИКОГО ПОСТА
Если бы все люди на
земле покаялись и хранили заповеди Божии, то рай был бы на земле, ибо
Царствие Божие внутри нас Преподобный Силуан Афонский Возлюбленные о
Господе отцы, братья и сестры! Моя Богом данная паства! В радости и
надежде приблизились мы к порогу Великого Поста. Семь недель отделяют
нас от Пасхи, и именно это время Церковь предлагает нам для достойной
подготовки к величайшему празднику Светлого Христова Воскресения.
Особенной длительностью и умилительным настроем отличаются великопостные богослужения. Особенной строгости достигает воздержание в пище. Особенно усердно в эти дни совершаются земные поклоны и прочие подвиги. Однако все эти особенности имеют своей целью пробуждение чувства покаяния в человекечувства самого спасительного и возвышенного. Призывом к покаянию начал свою проповедь Предтеча и Пророк Иоанн: Приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3. 12). И именно о покаянии говорил Иисус Христос в самом начале Своего спасительного служения: С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4. 17). О покаянии же возвещают и апостолы к первым из желающих последовать Воскресшему Христу: когда услышавшие Благую Весть умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов (Деян. 2. 3738). Итак, мы слушаем призыв к Покаянию: от Христа, от Его Предтечи и от Его последователей. Слышим ли мы сей призыв? Пусть каждый постарается ответить честно, а перед этим пусть узнает, что покаяться значит, во-первых, признать себя грешником во-вторых, возненавидеть грех и оставить его в третьих же, сотворить и добродетели, греху противоположные. Итак, дорогие мои, слышим ли мы сей призыв? Ощущаем ли себя грешниками и признаём ли себя таковыми? Ощущают многие, но весьма немногие признают. Даже лютый безбожник часто может сказать, что ощущает укоры совести, что чувствует свою неправоту в чем-то. Но признать себя грешником, исповедать грех, назвать его, обличить себявоистину, для многих величайший подвиг. Кто-то говорит, что не имеет особенных грехов, но только повседневныено разве сказал Господь, что каяться надо только убийцам, прелюбодеям и разбойникам? Разве пустословящий, осуждающий или лгущий не грешник? И разве не известны вам слова Писания: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона (Иак. 2. 1011). Потому во время наступающего Поста пусть каждый рассмотрит свою жизнь и постарается честно увидеть свои большие и малые грехи, осудить себя в них, дабы иметь надежду на милость Божию. Есть такие, кто утверждает, будто грешен, как все люди. Говорящий так, во-первых, осуждает людей, признавая их грешникамивсех без разбору. Во-вторых же известно: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? (1 Кор. 2. 11), и потому не дерзайте выдавать себя за равного остальным людям во грехах, ибо у каждого своя праведность и свои грехи. Но мало признать себя грешникомважно, возненавидев грех, оставить его. Часто говорят: Вот, хорошо в Церкви: нагрешил, покаялся, и иди, греши себе дальше. На самом деле тот, кто так покаялся, чтобы потом идти и далее грешить, ничего, похожего на покаяние, не сделал. Покаятьсязначит решить, с Божьей помощью, оставить грех, бороться с ним постоянно, стараться никогда впредь его не повторить. Я призываю всех вас, дорогие мои, именно к такому покаянию. Наконец, пусть каждый, кто решился покаяться, не только оставит грех, но и, уповая на милость Божию и Его всесильную помощь, постарается творить добродетели, в особенности же противоположные бывшим ранее грехам. Велико покаяние на земле,свидетельствует преподобный Ефрем Сирин,потому что душам служит лествицей к восхождению туда, откуда они свержены грехом. Оно восстанавливает естество и возвращает ему его собственное достоинство. Потому только истинно покаявшийся способен к настоящей, достойной человека, жизни. Покаяние же способно преобразить всю жизнь человеческуюи не только отдельного человека, но и всего мира людей. Если бы все люди на земле покаялись и хранили заповеди Божии, то рай был бы на земле, ибо Царствие Божие внутри нас,дерзновенно говорит преподобный Силуан Афонский. Действием покаяния и воля Божия действует на земле, как на небе (Мф. 6. 10), и каждый человек, очищаясь от страстей, являет себе и миру священный образ Божий. Проведем же Великий и спасительный пост именно так, в постоянном стремлении к покаянию, в усердных духовных упражнениях, в истинном воздержании и чистоте. Перед началом Четыредесятницы коленопреклонно прошу прощения у всех, кого я чем чем-либо обидел или опечалил. Свидетельствую перед Богом, что прощаю всех и не имею зла на сделавших или сказавших мне что-либо недоброе. Милость Божия да пребудет со всеми нами в Великом Посту! Смиренный
+Филарет, Епископ Новокаховский и Генический, ваш молитвенник перед
Христом Господом 13/26 февраля 2012 года от Рождества Христова
Кафедральный град Новая Каховка | |
Категория: Общие | Просмотров: 663 | |